История школ-семинаров
2020 г.
XVIII Всероссийская конференция и XXVIII Всероссийская школа-семинар на тему «Перспективы и возможности формирования системы экспертно-аналитического сопровождения международной деятельности российских университетов»
Мероприятия прошли в тяжелых условиях пандемии Covid-19. Организационно это привело к тому, что параллельно с основными очно-заочными мероприятиями конференции работало 3 дистанционных тематических площадки. Это позволило существенно расширить круг участников, сформировав масштабную географию.
2019 г.
XVII Всероссийская конференция и XXVII Всероссийская школа-семинар по теме «Современные перспективы и проблемы интернационализации интеллектуальных ресурсов России: глобальные вызовы, стратегии, интересы регионального и отраслевого развития»
Материалы были опубликованы в коллективной монографии «Современные проблемы и перспективы интернационализации интеллектуальных ресурсов России».

Особенностью этой конференции стала апробация возможности формирования двух дистанционных тематических площадок по информационным технологиям в управлении международной деятельностью (организатор и модератор С.О. Крамаров, Сургутский государственный университет) и лингвострановедческим аспектам адаптации и интеграции международной миграции (организатор и модератор И.В. Антипина, Ивановский государственный химико-технологический университет).
2018 г.
XVI Всероссийская конференция и XXVI Всероссийская школа-семинар на тему «Международное сотрудничество российских университетов в императивах регионального развития»
Прошедшие дискуссии вскрыли серьезные системные проблемы в управлении международной деятельностью в вузовской среде. Они достаточно детально были отражены в коллективной монографии, изданной по итогам проведенных мероприятий. 

Сильные деформации в управлении международной деятельностью российских университетов, преследовавшие наши вузы последнюю четверть века, сделали его нечувствительным к происходящим переменам, даже несмотря на то, что интересы России и ее регионов не могут оставаться равнодушными к последним.
Приступив к формированию инновационных систем и кластерных инициатив в российских регионах, первое, с чем столкнулись их инициаторы – крайне низкий уровень понимания этого феномена как в региональных органах власти, так и непосредственно в управленческой среде вузов, а также откровенная недостаточность имеющейся аналитики, особенно в приложении к условиям различных регионов России.

Мировая практика уже доказала, что развитие инновационных процессов и кластерных инициатив накладывает на базовые университеты соответствующих регионов безусловную функцию формирования высокопрофессиональных региональных сообществ постоянного сопровождения процессов инновационного развития и кластеризации региональной экономики, которые должны носить опережающий характер.
2017 г.
XV ежегодная Всероссийская конференция и XXV ежегодная Всероссийская школа-семинар на тему: «Российское высшее образование для иностранных граждан: стратегии, пути и технологии реализации (геополитические, экономические и социогуманитарные аспекты)»
Материалы были опубликованы в специальном выпуске журнала «Интеллектуальные ресурсы – региональному развитию».

Было уделено особое внимание необходимости укрепления и развития полноценных и устойчивых связей с ближайшими соседями и многолетними стратегическими партнерами из стран СНГ. Обозначилась четко выраженная необходимость корректировки участия российских университетов в глобальных международных проектах в новых геополитических условиях.

Развивающиеся новые реалии подстегивали бизнес-среду разных стран к активной кооперации, развитию новых связей и взаимоотношений, позволяющих динамично реагировать на рыночную конъюнктуру новыми, адекватными современным условиям, механизмами наращивания и капитализации интеллектуальных ресурсов, развитием новых технологий маркетинга, создания и продвижения инновационной продукции. Большой практический международный опыт развития кластерных инициатив требовал безусловного изучения и отражения при становлении этих процессов в России. Говоря о необходимой корректировке направленности международных связей в части инновационного развития страны и ее регионов, проявился ряд принципиально новых задач для российских университетов. Они должны ставиться в теснейшем взаимодействии с другими ключевыми субъектами формирующихся региональных инновационных систем, требующих постоянного обновления получаемых знаний.
2016 г.
XIV Всероссийская конференция и XXIV Всероссийская школа-семинар были посвящены теме: «Стратегические ориентиры развития активности российских университетов на образовательном пространстве стран СНГ, Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии в современных внешнеэкономических и геополитических условиях»
Эти мероприятия прошли в формате рабочего совещания.
2015 г.
Не менее сложная и актуальная тема «Международное сотрудничество в сфере науки и образования в контексте изменяющейся геополитической обстановки в мире» стала предметом дискуссий XIII Всероссийской конференции и XXIII Всероссийской школы-семинара
К этому моменту стартовала программа по созданию на базе университетов экспертно-аналитических центров развития международного сотрудничества в рамках реализации государственных заданий по контракту с Международным департаментом Минобрнауки России на 2015 год. В описании этого проекта, пожалуй, впервые в постановочных задачах департамента, помимо экспорта образования, в ориентирах международным службам российских университетов прозвучали вопросы воздействия вузов на инновационное развитие экономики регионов.


По предложению департамента в рамках данной конференции было запланировано проведение круглого стола «Экспертные центры развития международного сотрудничества в регионах страны», на котором предполагалось проанализировать текущие результаты работ, проводимых экспертными центрами. Однако полноценно обсудить данный вопрос не удалось, поскольку в работе круглого стола приняло участие немногим менее половины вузов-участников. Интересно будет посмотреть фактическое состояние деятельности этих центров на сегодня. Очень похоже, что при их выборе и формировании были заложены некоторые системные неточности.
2014 г.
XII Всероссийская конференция и XXII Всероссийская школа-семинар затронули актуальную, но пока трудно продвигаемую тему: «Совместная реализация Россотрудничеством и вузами России в странах СНГ и Балканского региона Концепции продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом»
Это был период, когда активно формировались разнообразные межвузовские консорциумы для скоординированной работы на рынке международного образования. Начал набирать силу и консорциум технических университетов по реализации совместно с Россотрудничеством проекта «Время учиться в России».
Требовались неординарные системные решения, отвечающие новым развиваемым инициативам.
2013 г.
XI Всероссийская конференция и XXI Всероссийская школа-семинар были посвящены теме «Повышение конкурентоспособности российских университетов на мировом рынке образования и науки»
Помимо того, что в решении этих мероприятий вновь акцентированно был поставлен вопрос о необходимости «разработки государственной стратегии и программы, обеспечивающих реализацию активной экспортной политики России в области образования, выдвигающих на первый план ее геополитические и экономические интересы», столь же четко обозначились вопросы настоятельной потребности:

- определения стратегических ориентиров развития университетов и их международного сотрудничества в контексте мировых трендов развития экономики и общества, где знания уже давно играют непрерывно возрастающую роль;
- стратегирования международной деятельности университетов по всем основным направлениям их активностей;
- постановки серии целевых проектов Россотрудничества РФ совместно с объединениями вузов;
- формирования полноценной сети федерально-регионального представительства геополитических интересов России (возможно, в форме Российского совета академической мобильности), специализированной системы переподготовки кадров.

В очередной раз настойчиво звучала тема о необходимости развития специфических направлений международного сотрудничества, направленных на развитие контекстных связей вуз-регион и инновационное развитие экономики региона.


Впервые обозначилась новая тема, которая до сих пор остается вне внимания специалистов управления российских университетов: о месте и роли международной деятельности университетов в реализации политики кластеризации экономики России и ее регионов.
2012 г.
X Всероссийская конференция и XX Всероссийская школы-семинары по теме «Международная деятельность вузов в контексте стратегии инновационного развития РФ на период до2020 года» завершили очередной 10-летний цикл
В подготовленный к данной конференции сборник вошли лучшие публикации участников школ-семинаров за весь прошедший период.
2011 г.
IX Всероссийская конференция и XIX Всероссийская школа-семинар по теме «Международное сотрудничество университетов в условиях инновационного развития России и ее регионов»
В вопросах для обсуждения на конференциях и в программах тренингов школ-семинаров все чаще стали обсуждаться вопросы развития контекстных связей вуз-регион, системного представления процессов инновационного развития на национальном и региональном уровне, формирования инновационных образовательных траекторий, места и роли международного сотрудничества российских университетов и управления им в развитии этих процессов и т.п. Качественно пересматривались общая смысловая нагрузка понятия и целевые ориентиры развития академической мобильности. Заметим, что этими вопросами и по сегодняшний день мало кто профессионально владеет в российских университетах среди специалистов управления международным сотрудничеством.
2010 г.
VIII Всероссийская конференция и XVIII Всероссийская школа-семинар по теме «Международное сотрудничество российских университетов в инновационном развитии регионов России: структура, мобильность, стратегии и инструментарий управления»
Освоение технологий моделирования сложных социально-экономических системных решений невольно потребовало от организаторов четкого прояснения слушателями места и роли университетов в сложной совокупности межсистемных взаимосвязей и взаимоотношений, определяя специфические дополнительные направления развития вузовских международных связей.


Потребовалось развитие навыков позиционирования университета во внешней среде в сложнейшей системе межсубъектных взаимосвязей регионального, национального и международного уровней.


Отражая все эти особенности в механизмах и направленности международной деятельности университетов, необходимо было, прежде всего, научиться четко формализовывать формирующуюся совокупность частных, университетских, региональных, национальных и международных интересов и трансформировать возможность их удовлетворения в четкие управленческие алгоритмы. Это особенно важно при построении разномасштабных проектов, для которых, как неотъемлемый атрибут, нужны целевые источники финансирования: разнообразные фонды, гранты, программы и т.п. Но за ними, как правило, стоят их учредители со своими интересами и политиками, которые далеко не всегда направлены на развитие России, ее регионов, российских университетов. Без глубокого понимания этих вопросов заниматься полноценной международной деятельностью невозможно.
2009 г.
VII Всероссийская конференция и XVII Всероссийская школа-семинар по теме «Международное сотрудничество и стратегические партнерства университетов в становлении инновационного образования России»
Особое внимание было уделено вопросам развития именно стратегических партнерств университетов процессах реализации национальных интересов, стратегий регионального развития, а также перспективных форм развития международного сотрудничества.
2008 г.
VI Всероссийская конференция и XVI Всероссийская школа-семинар по теме «Академическая мобильность в современной федерально-региональной стратегии развития образования и науки»
Основной методологической особенностью проводимых мероприятий было то, что под академической мобильностью понимались все существующие форма движения (развития, перемещения, наращивания и т.п.) интеллектуальных ресурсов в привязке к потребностям национального и регионального развития.
2007 г.
V Всероссийская конференция и XV Всероссийская школа-семинар на тему: «Новые тенденции в международной академической мобильности и формировании инновационной образовательной среды России»
Данные конференция школа-семинар были примечательны уже тем, что в них приняло участие сразу 7 представителей Московского государственного университета. Это была одна из самых многочисленных школ-семинаров, пришлось сформировать сразу 6 рабочих групп (при обычной их численности – 3-4). В итоге в материалах конференции и школы-семинара нашли свое отражения следующие разработки, безусловно, в восприятии того времени: понятийно-терминологический аппарат академической мобильности; положение о порядке реализации совместных образовательных программ; предложения по направлениям мероприятий системы частно-государственного поддержки и регулирования мобильности интеллектуального потенциала; ресурсы и инструменты мобильности интеллектуального потенциала; положение об академической мобильности в вузе Российской Федерации; рекомендации по признанию периодов обучения и перезачёту дисциплин, пройденных в зарубежных образовательных учреждениях.
2006 г.
IV Всероссийская конференция и XIV Всероссийская школа-семинар описываемого цикла по теме «Национальные проекты в сфере образования и проблемы регионального развития»
По своей актуальности для России с ее географией и масштабами этот вопрос будет сохранять свою постоянную актуальность и к нему придется возвращаться еще и еще, особенно на стадии реальной интенсификации процессов регионального развития. Конференция и школа-семинар вскрыли одну из острейших проблем в управлении международной деятельностью российских университетов: специалисты управления крайне слабо представляют себе, где, как, в каких формах и масштабах международная деятельность университетов может принести реальную пользу процессам регионального развития.
2005 г.
III Всероссийская конференция и XIII Всероссийская школа-семинар "Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей" по теме «Новые тенденции в развитии интеграционных процессов в образовании и науке: российская и мировая практика»
Отличительной особенностью этих мероприятий стало то, что, если предыдущие две конференции и школы-семинара организовывались исключительно вузами и региональными органами управления образованием и наукой Юга России, то в этом году к ним присоединился Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова. После этого круг организаторов, вплоть до последнего года, постоянно включал в свой состав представителей вузов и их объединений различных регионов страны.

Был проведен детальный анализ итогов реализации плана мероприятий приоритетного направления ЭРОУ 2002-2005 годов, а также были выработаны рекомендации к плану мероприятий на период 2006-2008 гг. При этом в решении конференции и школы-семинара отражалось обращение с просьбой к Министерству образования и науки России в оказании содействия: «в существенной модификации плана поддержки развития экспорта образовательных услуг России на период до 2008 года, перенеся акценты с «поддержки развития» на реальное развитие ЭРОУ с выходом на соответствующую долгосрочную государственную программу и проведением широкого спектра аналитических исследований».
2004 г.
II Всероссийская конференция и XII Всероссийская школа-семинар были посвящены обсуждению тематики: «Международное партнерство и институциональное взаимодействие в области качества образования, продвижения мобильности и признания»
Новым здесь стало то, что, начиная с этого года, материалы конференции и школы-семинара начали публиковаться в форме самостоятельных изданий.


И именно на этой школе-семинаре зародилась методика формирования целевых рабочих групп, которые на основе серии установочных лекций и сопутствующих консультаций научных руководителей работали над конкретными актуальными проектными решениями или регулирующими документами. Заметим, что именно эта методика сопровождала все последующие школы-семинары. Она позволяла, используя хорошо отработанный инструментарий, легко подстраиваться под наиболее актуальные вопросы, выделяемые на конференции, интересы относительно спонтанно формируемого состава слушателей.
2003 г.
Конференция и школа-семинар: «Академическая мобильность и интересы социально-экономического развития регионов России»
С началом нового десятилетия функционирования описываемой площадки она дополнилась предварительным проведением всероссийских конференций. Были проведены I Всероссийская конференция и XI Всероссийская школа-семинар по теме «Академическая мобильность и интересы социально-экономического развития регионов России».


На основе накопленного опыта и аккумулированного мощного экспертно-аналитического материала эта и две предыдущие школы-семинара проходили, главным образом, в формате объемных лекционных курсов по широкому спектру вопросов развития международного сотрудничества в сфере науки и образования с непременным отражением национальных и региональных интересов. Постепенно развивалась методология моделирования и проектирования сложных социально-экономических системных решений, вопросы инновационного развития в приложении к вопросам международной деятельности российских университетов.

Были подведены итоги завершившегося европейского проекта ТЕМПУС NP № 21011-2000, ранее поставленного участниками школы-семинара, по итогам которого была издана коллективная монография:
Шатток М., Князев Е., Пелихов Н., Сандгрен А., Тойвонен Н. Предпринимательство и преобразование российских университетов. Ростов н/Д. Изд. РГУ. 2003. 272 с.

В следующем году на средства ЮНЕСКО в Париже была издана ее англоязычная версия:
Shattok M., Kniazev E., Pelikhov N., Sandgren A., Toivonen N. Entrepreneurialism and transformation of Russian universities// - Paris: UNESCO, International Institute for Educational Planning. 2004. P. 336
2002 г.
Школа-семинар
Основные направления тренингов и дискуссий

Тематика X школы-семинара акцентировалась на разработке оценочной экономический модели экспорта российского образования для федерального и региональных уровней, апробация которой прошла позднее в Новосибирске на площадке Новосибирского межвузовского центра международного образования с участием губернатора области В.А. Толоконского. 

Значительное внимание было уделено, разрабатываемой в то время, концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях, одобренной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 18 октября 2002 года.

Подводя небольшие итоги первому десятилетию функционирования школы-семинара, можно сказать, что она действительно в этот период превратилась в национально признанную экспертно-аналитическую площадку развития международного сотрудничества российского образования и науки с устоявшейся межрегиональной сетевой инфраструктурой. Между тем, именно к концу этого десятилетнего цикла, наметился очень непростой и далеко неоднозначный новый период реформ в управлении международной деятельностью российских университетов.
2001 г.
Школа-семинар
Основные направления тренингов и дискуссий

Формировалось первичное представление о необходимости разработки нового приоритетного направления ФПРО, связанного с вопросами экспорта образовательных услуг России. Школа-семинар была, главным образом, посвящена разработке рабочей модели приоритетного направления ФПРО «Развитие экспорта образовательных услуг образовательными учреждениями России», которое в дальнейшем, после последующей доработки Управлением подготовки специалистов для зарубежных стран Минобразования России совместно с РОСАМ, ЮРЦАМ и по преставлению коллегии Минобразования России в Совет ФПРО, было утверждено в конце 2001 года.
2000 г.
Школа-семинар
Основные направления тренингов и дискуссий

Школа-семинар 2000 года проходила уже в рамках одного из мероприятий европейского проекта и была школой не столько для слушателей, сколько для лекторов: участников проекта, готовившихся выйти в профессиональную аудиторию с еще более профессиональными знаниями. Она положила начало серии успешных семинаров в различных регионах России.

В рамках европейского проекта ТЕМПУС NP № 21011-2000 с активным использованием материалов школы-семинара прошла масштабная серия обучающих семинаров в Ростове-на-Дону, Сочи, Санкт-Петербурге, Казани, Барнауле. Семинары по обмену опытом с европейскими партнерами прошли в Брюсселе, Стокгольме, Хельсинки.
1999 г.
Школа-семинар
Основные направления тренингов и дискуссий

Школа-семинар была ориентирована на подготовку к коллегии Минобразования России и поиск решения для постановки совместного сетевого европейского проекта. 

В итоге к весне 2000 года появился сетевой проект ТЕМПУС NP № 21011-2000 «Европейско-Российская сеть трансляции опыта российских и международных проектов», который предусматривал:

- создание динамичной системы аккумулирования и распространения опыта и ноу-хау европейских и российских проектов в рамках сети РОСАМ – РЦАМ – университеты;
- расширение сети российских университетов, привлекаемых к участию в совместных европейских проектах распространения лучшего опыта и учитывающих особенности социально-экономического развития регионов;
- формирование системы перспективного комплексного взаимодействия межвузовских объединений регионов России с европейскими центрами академической мобильности и европейской программой «Сократес».

Проект был разработан на базе участников школы-семинара и реализован консорциумом, в который вошли 9 российских университетов, 8 региональных центров академической мобильности и международного сотрудничества, Министерство образования России, Российский Совет академической мобильности, Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга, Стокгольмский университет, Центр международной мобильности (CIMO, Финляндия), Институт образования Лондонского университета.

Проект был сориентирован на использование одной из сильнейших сторон сети РОСАМ – региональные центры: возможности аккумулирования опыта, накопленного в различных регионах страны и в международном сообществе и «переброски» его как между этими регионами, так и в другие территориальные единицы страны.
1998 г.
Школа-семинар
Характерная особенность школы-семинара данного этапа ее развития

Она фактически превратилась в экспертно-аналитическую площадку профессионального сопровождения международной деятельности российского образования, тесно взаимодействовавшую с заинтересованными управлениями Минобразования России. Следует отметить, что в первом десятилетии функционирования школы-семинара руководители управлений министерства и/или их заместители были практически постоянными ее участниками. Кроме того, трижды за этот период участие в ее работе принимали заместители министра или же председателя комитета по науке и образованию, ответственные за развитие международной деятельности в российской системе образования.

Уже в этот период начала проявляться постоянно возрастающая потребность в создании разветвленной сети повышения квалификации широкого круга работников международных служб образовательных учреждений, как важного фактора успешной интеграции в мировую систему университетского образования.
1997 г.
Школа-семинар
Основные направления тренингов и дискуссий

Опыт и перспективы реализации международных образовательных и научных программ на основе становления единой кооперационной схемы взаимодействия: вуз - региональный центр - РОСАМ.

С применением технологий SWOT-анализа прорисовывались различные направления новых подходов в развитии международного сотрудничества российских университетов.

Наполнения содержанием динамично разрастающейся сети региональных центров международного сотрудничества и академической мобильности.
1996 г.
Школа-семинар
Основные направления тренингов и дискуссий

Региональные аспекты организации международного сотрудничества; обмен опытом работы по проектам ТЕМПУС и другим программам ЕС; задачи вузов по реализации постановлений Правительства России о предоставлении иностранным гражданам государственных стипендий. Ведущими региональными центрами было принято решение об учреждении Российского совета академической мобильности (РОСАМ), которое было реализовано в январе 1997 года.
1995 г.
Школа-семинар
Основные направления тренингов и дискуссий

Особое внимание было уделено становлению новых технологий развития экспорта российского образования в условиях, полного прекращения государственного финансирования обучения граждан иностранных государств; неразвитости практики прямого взаимодействия вузов с мировым рынком образования и сильного межвузовского демпинга внутри России.

Проявилось и такое направление углубленных дискуссий, как кооперационные межвузовские инновационные программы и перспективы международного сотрудничества в области продвижения на мировой рынок наукоемкой продукции вузов России.

Обозначившиеся новые формы активностей региональных центров международного сотрудничества и академической мобильности позволили перейти к постановке вопроса о создании Российской совета академической мобильности (РОСАМ), а также становления РОСАМ как международного проекта совместно с зарубежными фондами и программами.

В этот период в системе высшего образования России постепенно начала просматриваться не очень радужная тенденция рассеяния профессионального кадрового ресурса управления международной деятельностью российских университетов. В этих условиях проявилась такая значимая возможная функция региональных центров как институциональное сопровождение концентрации рассеивающихся профессиональных ресурсов и поддержания преемственности профессиональных знаний.
1994 г.
Второе совещание по разделу I "Интеграция университетов России в мировую систему образования и науки с учетом региональных особенностей" направления IV федеральной программы «Университеты России» с участием представителей вузов различных регионов страны
Основные направления тренингов и дискуссий

В 1994 году началось активное вхождение российских университетов в программу ЕС ТЕМПУС-2. Это во многом предопределило направленность одной из основных тем дискуссий. Возникла масса новых вопросов, особенно в части проектов по развитию университетского управления, требовавших обмена опытом и взаимных консультаций.
1993 г.
Первое совещание по разделу I "Интеграция университетов России в мировую систему образования и науки с учетом региональных особенностей" направления IV федеральной программы «Университеты России» с участием представителей вузов различных регионов страны
Основной результат

Сетевая модель организационно-аналитического сопровождения и поддержки международной деятельности вузов различных регионов на базе региональных центров международного сотрудничества и академической мобильности, формирующихся в формате разнообразных межвузовских объединений.
Made on
Tilda